Меню

Куда отдать ребенка учиться

16.10.2017 - Гороскопы

куда отдать ребенка учиться

Лицей, колледж, прогимназия, гимназия…

Что это значит? Недавно все было просто — школа и детский сад. Школа — обычная или специальная, с углубленным изучением какого-нибудь предмета, например, иностранного языка или математики; детские сады — государственные или ведомственные… А теперь! Появилось множество новых учебных, школьных и дошкольных учреждений. Объявления о наборе в их группы и классы, любезные обещания достойно организовать времяпрепровождение детей пестрят на досках объявлений, на телеграфных столбах, со страниц газет. Родителям непонятно, чем просто школа отличается от просто гимназии, а государственный детский сад, где с детьми ведутся занятия по программе «Радуга», от частного, применяющего методику Ховарда.

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с дошкольным и школьным, обязательным и дополнительным образованием вы найдете в наших статьях.

Направо пойдешь — в частную школу попадешь. Налево пойдешь — в государственную школу попадешь.
Многие родители мечтают о том, чтобы дети, идя по дороге к знаниям, держались правее. Возникает такое желание чаще всего из-за заблуждения, преследующего человечество много столетий: дороже — значит лучше.

Плата за обучение в государственном учебном заведении, как правило, равняется минимальной зарплате российских граждан, в частных школах расценки выше: от трехсот, четырехсот условных денежных единиц до… Из чего же складывается эта большая цифра?

Для того, чтобы начала функционировать школа, нужно помещение — комнаты для занятий, под раздевалку, под столовую, спортивный зал и прочее. Хотите — сами стройте, хотите — арендуйте. Большей популярностью пользуется второе. Аренда государственных помещений недорога — 180 тысяч в месяц за один квадратный метр. Но, к сожалению, очень немногие из пользователей государственных помещений, приспособленных для занятий с детьми, хотят и могут заключать арендные договоры. И желающие открыть свою школу в поисках пристанища бредут к руководителям ведомств. Эти охотно соглашаются сдать свои помещения, но…

Арендованный квадратный метр ведомственной площади стоит не менее 100 условных денежных единиц. Кроме того, небогатые сегодня организации выдвигают еще одно условие — помощь их собственным школам и детским садам в организации учебного процесса, в приобретении нового оборудования и так далее.

Частные школы и детские сады арендуют по 100, 200 квадратных метров площади. И платят за них соответственно… Деньги за пользование помещениями дирекция частного заведения может получить только у вас, родители. Стоимость ежегодного ремонта, заработная плата учителей и покупка всего необходимого для учебного процесса — от учебников до веников и занавесок на окна — тоже за ваш счет. Вот в результате и получаются впечатляющие суммы.

Возможны исключения: у школы — состоятельный учредитель или спонсор. Он берет на себя часть расходов. Стоимость обучения в таких заведениях соответственно ниже.

А теперь о главном

О качестве обучения. По существующему сейчас закону во всех российских школах, имеющих право на выдачу аттестата о среднем образовании (далеко не все частные школы получают такое право — но об этом ниже), преподавание ведется по государственной программе. Это значит, что в головы учащихся по обязательным, регламентированным все тем же Законом о Среднем Образовании, предметам в государственных и частных школах вкладываются идентичные знания.

Стремление родителей обучить ребенка чуть ли не всем наукам, известным сегодня человечеству, побудило администрации школ ввести в программу дополнительные дисциплины. Их количество, методика и качество преподавания не зависят от государственного или частного статуса школы. Информатика, хореография, два или три иностранных языка и многие другие предметы появляются во всех учебных заведениях исключительно по желанию дирекции. Дополнительные знания означают привлечение специалистов. Государственные школы так же, как и частные, не получают дотации на оплату их труда. Деньги вносят родители.

Но в частных школах лучшие учителя…

Причины, по которым педагог выбирает себе место работы, очень разнообразны. Безусловно, не последнюю роль играет размер оплаты труда. Но, во-первых, заработная плата педагога частной школы, порой зависящая от многочисленных факторов (например, от количества учеников в классе, их успеваемости и прочих), не всегда и не на много в результате превышает заработок государственного служащего. Во-вторых, учителя опытные, заслуженные, владеющие авторскими методиками предпочитают оставаться в привычных Стенах государственной школы. Кроме того, свое педагогическое образование наставники частных и не частных школ получают на одной студенческой скамье.

В частной школе все дети, как правило, проводят целый день. В государственных — только посещающие группы продленного дня. Организация занятий после уроков примерно одинакова — обед, выполнение домашнего задания, занятия в кружках, прогулки, экскурсии.

Разрешение на выдачу аттестата государственного образца частная школа может получить, только проработав три года. А может и не получить. В этом случае выпускники такого заведения направляются по окончании 11-го класса в школы экстерната, часто платные, и там сдают экзамены на аттестат зрелости.

Хороших государственных и частных школ много

Мы привели их общую характеристику. Частная школа не всегда лучше муниципальной, и наоборот… Государственный статус учебного заведения не всегда предполагает невысокий уровень преподавания и воспитания. Родительский выбор должен основываться, прежде всего, на желаниях и возможностях ребенка.

Ваша задача правильно и вовремя определить их и принять. Часто для этого приходится отказываться от сокровенных мечтаний и честолюбивых амбиций.

Отдайте сына в обычную городскую школу, потому что он хочет учиться вместе со своими друзьями, даже если располагаете солидными материальными возможностями. Найдите для дочери частное учебное заведение, с одновременным преподаванием древнегреческого и хореографии, без которых ваш ребенок несчастлив.

Досадно, что на дорогу до этой школы уходит полтора часа, а через дорогу учат за те же деньги. Смиритесь, главное — дети рады, а значит, и учеба успешнее.

Вам нужен хороший навигатор, если пришло время вашим детям пуститься в плавание по бушующему океану современного образования. Мы поможем вам правильно выбрать путь.

Прежде всего давайте обсудим возраст, наиболее подходящий для его начала, и способы получения (обучение с мамой, с индивидуальным педагогом, во время коллективных занятий в детской школе).

Вы поступите правильно, если своему десятимесячному малышу вложите в ладошку кисточку и, водя его ручкой по листу бумаги, изобразите нечто. Или, сев за фортепиано, возьмете ребенка на колени и будете его пальчиками нажимать на клавиши. Читайте любимому созданию книги, произносите по-английски отдельные
слова, танцуйте, слушайте музыку, рисуйте чем угодно всюду, лепите и тому подобное. При этом имейте в виду, что к систематическому овладению знаниями такие занятия не имеют никакого отношения. Они совершенствуют нервную систему, развивают тонкую моторику, будят воображение малыша.

Психологи и педагоги убеждены: к систематическому образованию следует приобщать ребенка после четырех лет в специальных детских учреждениях.

Сразу оговоримся, речь идет об универсальных рекомендациях, их возможно применить лишь к 90 процентам детей, то есть к подавляющему большинству. Следовательно, возможны исключения. Кому-то и в пять лет рано начинать учебу — устает, плачет без мамы, хочет только играть или гулять. Некоторые дети заинтересованно впитывают любой познавательный материал чуть ли не с трех лет. Поздняя тяга к знаниям вовсе не означает отставание в развитии. И наоборот, готовность трехлетнего малыша к обучению не дает оснований считать его вундеркиндом. Все дело в пристрастиях, темпераменте и других особенностях, дарованных ребенку природой.

Объективная оценка готовности малыша к восприятию знаний возможна лишь при индивидуальном тестировании. Иногда следует внимательно отнестись к собственному родительскому мнению, возможно решить этот вопрос и опытным путем: после месячного посещения занятий все станет ясно.

Эффективность родительского обучения низка

Специалисты утверждают, что сведения, получаемые четырехлетним человеком от родителей, воспринимаются в лучшем случае критически, а чаще всего не принимаются в расчет совсем. Иное отношение у детей к информации, которая поступает к ним от учителей или воспитателей. Кроме того, процесс общения с незнакомым взрослым, умение понимать его вопросы ч-стимулировать собственно мышление из-за острой потребности быть понятым сразу — самоценны.

В родительском обучении таится еще одна опасность — неправильное освоение того или иного навыка. Следствия — закрепление мешающих обучению привычек. Невнимательное чтение, невнятное произношение, неправильная постановка руки, плохой почерк, привычка читать, сидя на диване с высоко поднятыми ногами, или писать, держа лист бумаги на коленях. Часто, сами того не ведая, лишенные чувства меры и эксплуатирующие привязанность своего детеныша, папы и мамы прививают малышу стойкую неприязнь к учебе. Он учит буквы, чтобы любимая бабушка не огорчалась, а дедушка не ушел без него на рыбалку. Уметь применять главный принцип дошкольной педагогики — обучать, играя — дано не каждому. Этой методике необходимо специально учиться.

Предпочтение индивидуального или коллективного систематического обучения зависит в первую очередь от возраста ребенка. Как правило, дошкольники лучше воспринимают предмет, находясь среди сверстников. Обязательные игровые методики, дух соперничества при одновременном желании подражать активизируют познавательные способности.

Сегодня существует целая система дополнительного дошкольного обучения (подчеркнем, речь идет не о детских садах), включающая воскресные и детские школы, прогимназии и нулевые классы.

КудаотдатьучитьсяЧтопредпочтительнеешаговаядоступностьилииностранныйязыкИскатьхорошегоучителяначальныхклассовилиориентироватьсянарейтингвыпускниковКритерииотборавопросыкоторымизадаютсяродителикаждуювеснугодаминеменяютсяпоследниедвадцатьлетпоявилсяещеодинотдаватьлиребенкаправославнуюгимназиюилипредпочестьсветскуюшколуЗаответомнанегомыобратилисьпрофессорузаведующейкафедройобщейпсихологииМГМСУЕленеОрстовой

куда отдать ребенка учиться

 Источник фото — “Время Тольятти”


Немного истории

Наверное самые значительные реформы, которые происходили в советском образовании, пришлись на правление Хрущева. В ноябре 1966 года на XXIII съезде КПСС Центральный комитет партии принял постановление “О мерах дальнейшего улучшения работы средней образовательной школы”. А сам Хрущев постоянно повторял идею «об укреплении связи школы с жизнью».

Чтобы эту идею воплотить, сделано было многое: строились новые школы, в них появлялись кабинеты, оборудованные по последнему слову техники, обсуждались и писались новые учебники, школы взаимодействовали с предприятиями-шефами, которые помогали готовить школьников по специальности, появлялись факультативы, в старших классах некоторых школ ввели углубленное изучение отдельных предметов — физики, математики, химии, биологии, гуманитарных дисциплин. В аттестатах зрелости помимо оценок стали появляться записи о професии: «стенографистка со знанием английского языка», «радист».

Именно в шестидесятые-семидесятые годы XX века была установлена планка, по которой до сих пор мы судим об уровне школы и качестве образования. Но это было сорок лет назад. Сейчас многие из появившихся тогда понятий стали чисто номинальными. И за вывеской «специализированная школа с углубленным изучением» никакого углубленного изучения зачастую уже нет.

От задач, которые ставит перед собой государственная машина, зависит то, как будут воспитывать и чему будут учить детей в школах. И когда политический кризис в стране привел к утрате идеологии, пошатнулись и основы образования.

Зато стали появляться новые формы. В том числе — православные средние учебные учреждения. Первые перемены пришлись на Перестройку и совпали с масштабно отмеченным в 1988 году тысячелетием крещения Руси. Верующие смогли не только открыто исповедовать Православие, но и самоорганизоваться. И вскоре начали открываться православные школы — часто на базе государственных.

Московский лицей духовной культуры был одной из таких школ. А Елена Орестова была среди ее основателей.

 

Воспитать свободу

ЕленаВладимировначтовыдумалитогдачегоожидалиотправославнойшколыкоторуюотдалисвоегоребенка

— Это было очень грустное время для школьного образования. Зарплаты низкие, учителя один за другим уходили. Моя дочь училась в очень хорошей спецшколе, но школа буквально на глазах начала разваливаться. Среда была соответствующая: дети, воспитанные в советских семьях, жившие без Бога со всеми вытекающими отсюда последствиями. Родители, которым некогда заниматься детьми.

Когда появилась возможность открыть школу другого типа, школу, где среда будет более или менее однородная, где будут учиться дети верующих людей, то есть наших единомышленников, а день будет начинаться с молитвы, мы этой возможностью воспользовались. Мы создали Московский лицей духовной культуры. Причем нам было важно не только создать «свою» среду, но и постараться, чтобы предметы в лицее преподавали с православной точки зрения.

Конечно нет «православной математики» или «православной литературы», но есть православный взгляд на литературу, биологию, химию и физику. Тогда нам казалось, что если мы найдем хороших учителей-предметников, то задуманное удастся осуществить.

И нам удалось. Вокруг оказалось достаточно много людей, которые и до 1988 года ходили в храм, участвовали в Таинствах, читали святоотеческую литературу, хотя и понимали, что за это можно поплатиться. Те педагоги, которые серьезно и глубоко занимались своим предметом, воцерковившись, сумели «воцерковить» и предметы.

Вспоминаю Рождественские чтения тех лет, в которых я принимала участие вместе с игуменом Иоанном (Экономцевым), возглавлявшим в то время отдел катехизации Московской Патриархии. Главной и острейшей темой, которой участники посвящали свои доклады, была именно проблема «воцерковления предметов». На чтениях выступали химики, биологи, рассуждавшие о том, как внести православное содержание в ту картину мира, которую мы хотим показать нашим детям.

Я считаю, что у нас все получилось — и у нашего лицея, и многих других православных школ, созданных 20 лет назад. Причем у нас не только получилось тогда — мы устояли до сих пор.

куда отдать ребенка учиться

МногиеродителиубежденычтоправославнаягимназияэтокачественноиноеобразованиеЭтоинаячемобщеобразовательнойшколепредметнаясхемаособаясистемаобученияНосейчасмногиегимназииодночасьелишилисьнетолькогосударственнойподдержкиноназванияпотомучтозаэтигодыутратили«гимназическуюкомпоненту»изучениедревнихязыковнапримерТемнеменеежеланиеотдатьребенкаправославнуюшколупопрежнемусохраняетсяПочему

— Когда мы начинали, у нас была идея позволить детям познакомиться как с иностранными языками, так и с древними. Эту идею нам помог реализовать Юрий Анатольевич Шичалин, директор основанного в 1990 году Греко-латинского кабинета. Он помогал нам и советами, и активным участием в формировании программ.

Но государство требовало соответствовать общим стандартам и нормам, выполнять государственную программу. Поэтому очень многие предметы — древние языки, пение, рукоделие, — пришлось перевести в формат факультативов. Впрочем, очень быстро нам всем стала понятна одна простая вещь.

Я проведу аналогию с сегодняшней модой на раннее развитие детей. Увы, многие родители не понимают, что дело вовсе не в информации, которую мы пытаемся «закачивать» в мозги маленьких детей. Главное, чему мы должны научить человека — самому брать информацию и брать ее с радостью. Давать ребенку хорошее и светлое детство, делать так, чтобы рядом с нами он чувствовал себя любимым и защищенным, любимым не за успехи и достижения, а просто так, за то, что он живет на этом свете — такой непохожий ни на кого. Вот главная задача родителя, а вовсе не выучить его английскому языку к трем годам. Именно это чувство своей нужности позволит ребенку в будущем учиться легко. Читаем у Ф.М. Достоевского: «Знайте, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как …хорошее воспоминание, и особенно вынесенное …из детства, из родительского дома….Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь»

В противном случае основной мотивацией в жизни человека будет получить ту любовь, которую он недополучил в детстве. А это не стимулирует к изучению какого-либо нового предмета, главным будет не оказаться хуже других, угодить маме и папе, не отстать и так далее. В современной детской психологии существует много исследований, показавших важность для дальней жизни ребенка безусловной любви и приятия именно в детстве.

То же и с православными школами. Мы поняли, что главное — дать возможность человеку узнать себя и стать собой, приблизиться к тому, что о нас замыслил Господь. Для этого не подходят соревновательные условия. Нужно создавать свободную среду и воспитывать человека свободного. Но свободного не в смысле «делаю что хочу». А человека, который свободен выбирать то, что ему нравится, что он любит, к чему у него есть склонность и способности. Мы воспитывали человека, который научился и умеет выбирать, делает это осознанно и с удовольствием.

НоразветакаясредаможетбытьсозданатолькоправославнойшколеРазвеонанеможетсуществоватьсветской

— Конечно может. Существует немало хороших светских школ. Но для меня важным остается еще и вопросы: чем дети увлекаются? Что смотрят? Что читают? Что обсуждают?

В православной школе совершенно определенный дух: без Господа — никуда. “Без Мене не можете творить ничесоже” (Ин. 15:5). День начинается с молитвы. Дети живут в этом и по-другому свою жизнь не представляют.

Православная школа — это формирование общего мировоззрения. Можно размышлять так: «Вот я верю в Бога, а еще есть химия, физика и мои интересы». Но это несравнимые вещи. Моя вера — глубинно определяющий фактор, вокруг которого выстраивается все мое существо, моя личность и все мои мотивации. И если этого стержня нет, то человек выглядит совсем по-другому и его восприятие мира выглядит иначе. Я считаю очень важным, чтобы ребенок находился среди людей, которые видят мир так же, как он.

 

Травмы светской школы

МноголетназадпротоиерейАлексейУминскийрассуждаянатему«идтиилинеидтиправославнуюшколу»сказалчтосветскойшколедетичувствуютсебямученикамипотомучтовсевремядолжныотстаиватьсвоеправоноситькрестмолитьсяпередедойвообщеверитьБогаНосейчастакогоконфликтауженетверующиедетисвободномогутисповедоватьсвоипринципыгосударственнойшколе

— На самом деле эта проблема все равно остается. Потому что дети — народ жестокий. И если в классе появляется тот, кто отличается от остальных, большинство обязательно сфокусирует внимание на этом отличии: будет ли ребенок мусульманином, или ходить в других штанишках, или прихрамывать на одну ножку, или креститься перед едой.

Есть и еще один важный момент: о чем дети разговаривают, чем делятся, кто их друзья. Ребенок впитывает все как губка. Я работаю со студентами. Это повзрослевшие дети, переступившие подростковый порог. И я наблюдаю, как работает этот принцип. Если мы даем студетам хорошее и светлое, наполняем интересным в интересной для них форме, — значит все будет нормально и мы выпустим хороших специалистов. Если нет, то «свято место пусто не бывает». И пустота непременно заполнится всякой дрянью.

То же самое с маленькими детьми и подростками. Они — маленькая губка, готовая впитывать и принимать. В какой среде они окажутся, такие ценности у них и сформируются.

«А почему плохи наркотики? — Попробуй». «А почему плохо покурить? — Попробуй». Ну очень трудно маленькому человечку выстоять и найти в себе слова: «Потому что это грех». А что такое грех? Откуда ему это знать? Кто объяснит? Чтобы выстоять перед искушениями, нужно быть сильным исповедником. Мы растим детей в лоне Церкви, стараемся воспитать стойкими. Для этого и нужна среда, по крайней мере в школе.

воскреснаяшколаРазвенеможетонастатьальтернативой

— Нет. Это же школа по воскресеньям. А остальную неделю ребенок находится в общеобразовательной школе, где, например, очень рано начинают обсуждать сексуальные вопросы, что травмирует детей. Даже речь, которую мы слышим в обычной школе, сильно отличается. Это упрощенный язык, приближённый к набору слов Элочки Людоедки. В православной школе все-таки иначе. У детей здесь на слуху церковно-славянской язык, и значит глубина залегания русского у них будет совершенно другая.

Некоторыеродителирассчитываютчтосамисмогутдатьребенкутакойпозитивныйзарядчтобысветскойшколеончувствовалсебякомфортно

— Как правило, не хватает этого заряда, а риск, что ребенок в светской школе получит массу психологических травм, очень велик. Впрочем, если родители уверены, что семья настолько сильная, что сможет защитить ребенка от всех возможных соблазнов школы, то к этому нужно относиться как к выбору.

Но есть и другие проблемы в обычных светских школах. Первая из них — детей усредняют, иначе педагоги просто не справились бы с классами. Классы большие, программы сложные. Надо всех прессовать, нужно вводить соревновательный момент: кому пятерку, кому двойку. А это также травмирует детей.

Между тем, дети рано начинают осознавать свою особенность. И если у них это чувство забивать, — насмешками ли одноклассников, прессингом ли педагогов, — на выходе мы получим человека, который не будет знать себя. Человек не сумеет сделать правильного выбора, чем ему в жизни заниматься.

Сколько детей по окончании школы говорят, что у них нет никаких выраженных стремлений! Но это не значит, что стремлений действительно нет, это значит, что у них не было возможности узнать себя. Что их выравнивали под среднее, не дали понять, где плоскость их интересов, где их сильные стороны, где их личный путь.

Другая большая проблема — сейчас из школ и вузов уходит воспитательная функция, которая до этого здесь была. Остается одна — информативная. Есть компьютер, компьютерные технологии, компьютерное тестирование и обучающие программы: сел, позанимался, на тест ответил и пошел. И роль человека, педагога в этом процессе, который нам пытаются навязать, не вполне ясна. А между тем, эта роль должна быть решающей. Чтобы учиться, нужна мотивация. Создает ее тот, кто передает тебе знания — учитель. Так происходит воспитание. И если учитель выключен из этого процесса, то наше будущее — это айтишники, которые живут в виртуальной среде и для которых реальной жизни просто не существует.

 

Как важно быть любимым

ВыговоритеобопасностисредыНоинтересзапретномуначинаетсяребенкапубертатныйпериодТакможетнетакважнокудаотдатьребенканачальнуюшколу

— Нет, это важно. Начальная школа, кроме чтения с правописанием, научает и школьной обстановке. Ребенка вырывают из семьи, где он чувствовал себя защищенным, и помещают в незнакомую среду, где все ему кажется опасным и плохим. Многие знают, что дети в первом классе начинают часто и подолгу болеть. Обычно родители объясняют это тем, что вокруг ребенка появилось множество источников инфекции. Это, конечно, верно, но не стоит забывать и об очень простых законах иммунитета: он всегда падает, когда человек нервничает. Ребенок попал в новую среду и находится в постоянном стрессе, он нервничает: что это, как здесь себя вести, любим ли он или не любим?

В православной школе, как правило, создают максимальный комфорт для детей, здесь главным считают, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и нужным и уже на этом фоне учился читать, писать и считать. Совсем другая ситуация в большинстве светских школ: не важно, какой ты, главное, чтобы не нарушал дисциплину и не отвлекался, в противном случае тебя накажут. Такое отношение дети совершенно не принимают, потому что не понимают, за что их наказывают.

Воспитаниекомфортнаясредаэтооднасторонамедалиносоответствуетлистандартамкачествообразованияправославныхшколах

— Здесь есть один очень важный критерий. При выборе школы посмотрите, сколько ее выпускников поступает в вузы. Если достаточно, то с образованием все в порядке.

 

«Для церковных людей гимназий пока хватает»

многомиллионнойМосквесейчаснемногимболееправославныхшколзначитместнихнавсехнехватитЧтожеделатьостальным

— Каждый сам выбирает, что делать. Но при этом должна заметить — для церковных людей гимназий пока хватает. Я ни разу еще не слышала, чтобы желающие не смогли отдать ребенка ни в одну православную школу. При этом, существует немало светских школ, которым удается грамотно подобрать преподавательский состав и как следствие — держать очень высокую планку и сохранять хороший дух.

КаковынавашвзглядперспективыправославныхшколстранегдеотношениеобществаЦерквинеоднозначно

— Из истории мы знаем, что христиане были гонимы с первого дня. Нападки на Церковь были, есть и будут. И сейчас они не сильнее, чем когда бы то ни было.

Поэтому все зависит от нас: пока сами верующие люди хотят, чтобы их дети получали образование в церковной среде, в той или иной форме православные школы будут существовать.

Был какой-то момент, когда казалось, что все, сейчас все рухнет, закроют все православные гимназии, и что нам тогда делать? Не отдавать же в светскую школу, где уже тогда вводились основы сексуального воспитания и многое другое. Очень многие, и я в том числе, участвовали в обсуждении программ домашнего обучения с последующей сдачей предметов экстерном. Целая группа людей была готова серьезно погрузиться в это.

Однако все устояло и не разрушилось. Гимназии существуют, и слава Богу. А дальше посмотрим — зачем гадать?